Легкий способ научиться слепому десятипальцевому набору. Метод слепой печати: зачем нужен и как научиться Слепой 10 пальцевый метод печати обучение


Путём многократного набора на клавиатурном тренажёре различных буквосочетаний, слов и предложений, у пальцев рук вырабатывается мышечная память.

Пальцы "запоминают" расположение клавиш на клавиатуре и впоследствии нажатия не требуют контроля со стороны человека - быстрая печать текста происходит на подсознательном уровне.

Что такое клавиатурный тренажёр?

Клавиатурный тренажёр - это программа, предназначенная для обучения слепой печати , приобретения навыка десятипальцевого набора и увеличения скорости печати на клавиатуре компьютера.

Клавиатурный тренажёр представляет собой учебный текстовый редактор для набора определенного текстового фрагмента, с системой подсказок во время набора на клавиатуре и функцией подсчёта различных метрик печати (скорость печати, ритмичность набора, подсчёт допущенных опечаток и т.п.)

Клавиатурный тренажёр онлайн

Наибольшую популярность получили онлайн-версии клавиатурных тренажёров, поскольку это самый практичный и удобный способ обучения слепой печати и изучения раскладки компьютерной клавиатуры.

  • Тренажёр печати, как онлайн-сервис, не требует установки на компьютер пользователя.

  • Доступ к обучению возможен из любой операционной системы при помощи современного браузера.

  • Заниматься на клавиатурном тренажёре можно с любого компьютера, имеющего выход в сеть Интернет.

  • Результаты выполененых заданий хранятся в облаке и никогда не потеряются.

  • Онлайн-сервис всегда самой актуальной версии: пользователям всегда доступны новые функции и возможности клавиатурного тренажёра, представленные авторами программы.

Лучший клавиатурный тренажёр

Большинство клавиатурных тренажёров - это всего лишь набор упражнений для механического набора текста на клавиатуре. Требуется монотонно выполнить несколько десятков однообразных заданий. Такой метод обучения машинописи кажется ученику нудным и довольно быстро вызывает скуку и усталость.

Гораздо лучше, когда клавиатурный тренажёр - это нечто большее, чем просто инструмент для монотонного набора текстов одного за другим.

Идеально, если тренажёр для обучения печати учитывает специфику и особенность каждого ученика, его индивидуальность, его возможности, его способности и умения.

Необходим индивидуальный подход к обучающемуся ! Использование такого подхода во время обучения слепой печати позволит быстрее получить необходимый навык десятипальцевого набора и довести его до совершенства.

Идеально, когда каждого ученика косвенно подготавливают к выполнению очередного задания.

Психологические установки очень важны ! Необходимо ощущение, будто за спиной ученика стоит настоящий учитель, реагирующий на каждый его жест и готовый в нужный момент заразить его оптимизмом, подбодрить, дать полезный совет и помочь выполнить сложное задание.

Именно таким клавиатурным тренажёром для обучения слепой печати является программа «СОЛО на клавиатуре» , разработанная известным психологом Владимиром Шахиджаняном . Это не просто тренажёр печати, а целый комплексный курс, отшлифованный годами до совершенства. На сегодняшний день «СОЛО на клавиатуре» - один из лучших современных клавиатурных тренажёров .

СОЛО на клавиатуре

Индивидуальный подход, специально подобранные тексты, возможность следовать системе "от простого к сложному", виртуальный учитель за спиной ученика, игровой момент, использование психологических приёмов при взаимодействии с каждым учеником во время обучения десятипальцевому методу набора на клавиатуре - всё это есть в курсе слепой печати «СОЛО на клавиатуре» .

Отличия «СОЛО на клавиатуре» от других клавиатурных онлайн тренажёров:

  • обучающий курс построен с использованием юмора, музыки, интересного сценария, любопытной подачи, оригинальной режиссуры;

  • в клавиатурном тренажёре творчески применяются возможности, которые дают современные IT-технологии: анализ выполненных заданий, индивидуальные советы, развивающие человека литературные материалы, психологические наблюдения;

  • в процессе прохождения курса быстрой печати «СОЛО на клавиатуре» сохраняются различные показатели набора, достигнутые при выполнении заданий, что позволяет просматривать подробную статистику, отслеживая свои успехи;

  • в онлайн тренажёре используется гибкая система рейтинга среди всех пользователей, что привносит в процесс обучения соревновательный момент, подбадривает учеников и помогает им посмотреть на себя со стороны, правильно оценить достигнутые результаты, стимулируя занимающихся к самосовершенствованию;

  • в онлайн курсе слепой печати также используется система поощрений и стимулов: за достигнутые успехи во время выполнения заданий выдаются награды и различные знаки отличия.

Клавиатурный тренажёр для развития быстрой печати

Для тех, кто прошёл обучение по курсу «СОЛО на клавиатуре» и освоил навык слепой печати, либо для тех, кто уже владеет десятипальцевым методом набора мы предлагаем воспользоваться специальным режимом нашего клавиатурного тренажёра для увеличения скорости печати.

В этом режиме клавиатурный тренажёр подбирает для конкретного человека индивидуальный набора буквосочетаний. Тренируя предложенные буквосочетания, ученики прорабатывают "сложные места" при наборе, что в итоге позволяет им добиться быстрой печати с меньшим количеством опечаток.

В процессе набора буквосочетаний программа анализирует допущенные опечатки и предлагает повторно набрать буквы, на которых чаще всего происходит ошибка.

Хотите научиться быстро печатать?

Ежедневные занятия по 10-15 минут на клавиатурном тренажёре значительно увеличат скорость печати и помогут избежать опечаток при наборе самых сложных текстов.

Мы сохраняем результаты набора, достигнутые на клавиатурном тренажёре, благодаря чему каждый человек может самостоятельно оценить продуктивность своей работы и, посмотрев графики скорости, убедиться в увеличении скорости печати.

Можно ли использовать тренажёр для увеличения скорости набора текста, не освоив весь курс «СОЛО на клавиатуре»?! Можно – при условии, что ученик уже прошёл 2/3 уроков. В этом случае необходимо продолжать основной курс и одновременно пользоваться клавиатурным тренажёром для развития скорости печати.

Знакомство с клавиатурным тренажёром

Последняя версия клавиатурного тренажёра разработана с использованием нативных возможностей современных браузеров и не требует установки Adobe Flash Player . Благодаря чему обучение быстрой печати на клавиатурном тренажёре возможно на iPad или Android-планшете , с подключенной bluetooth-клавиатурой.

Предлагаем более детально познакомиться с нашей программой.

Виртуальный учитель

Миксанатик - виртуальный учитель, который является неотъемлемой составляющей клавиатурного тренажёра. Миксанатик встречает ученика, набирающего двумя пальцами, в 1 уроке и, проведя его через 100 уроков, выпускает "солиста", владеющего десятипальцевым методом набора на клавиатуре.

Текстовый редактор

Учебный текстовый редактор внутри клавиатурного тренажёра имеет два популярных способа отображения набираемого текста и возможность масштабирования шрифта. Ученик может настроить отображение текстового редактора на свой вкус.

Приветствую, друзья и коллеги! В сегодняшней статье я хочу начать новую серию материалов, посвящённых важнейшим навыкам и умениям, которым необходимо научиться каждому современному человеку. Особенно тем, кто работает удалённо через интернет или строит в нём свой бизнес.

Начну с такого простого навыка, как слепая печать двумя руками. Расскажу, что это такое, как научиться быстро печатать на клавиатуре и какие вспомогательные инструменты для этого существуют.

Смысл и важность навыка я понял однажды из разговора с одним успешным интернет-предпринимателем, сидя в маленьком индонезийском варунге на острове Бали.

Давайте с вами поделюсь своими мыслями о его преимуществах, про которые вы возможно даже не догадываетесь.

Зачем учиться печатать вслепую 10 пальцами

Что удивительно, печатать вслепую двумя руками я научился ещё в колледже, пытаясь занять себя хоть чем-то полезным во время уроков. Дело в том, что я учился в обычном российском колледже, куда можно было поступить бесплатно, так как родители не были способны оплачивать моё образование, да я и сам не горел тогда желанием к чему-то стремиться, ограничиваясь стадным мышлением.

Ну и вот, большинство наших преподавателей, не знаю, как в других учебных заведениях, клали большой болт на наши знания и обучение, ведь для них главное — отработать учебные часы, чтобы заработать денег.

Так на парах по одному профильному предмету, пока преподаватель играл в браузерную игру, мы учились печатать на клавиатурных тренажёрах. Современных смартфонов и безлимитного интернета в то время ещё не было, а на колледжских компьютерах стоял только учебный софт и стандартные игры от Windows.

В общем, я считаю, что это один из немногих важных навыков, полученных за 4 года обучения, который мне сейчас помогает зарабатывать большие, по меркам России, деньги.

Экономия времени

Первым плюсом слепого метода печати двумя руками для меня, конечно же, стала скорость печати, которая увеличивается и по сей день. Печатая как попало, вряд ли можно так систематично развивать этот навык, так как приходится постоянно смотреть в монитор и на клавиатуру.

В наше время мы стали больше общаться именно в письменном виде и уметь быстро печатать — уже необходимость. Бывает, что я общаюсь в социальной сети сразу с 10 — 20 людьми одновременно, что нереально сделать при живом общении, так как это абсолютно разные люди, среди которых мои работодатели, клиенты, друзья и читатели. Такой разговор в письменном виде очень сильно экономит время.

Повышение продуктивности

Второй плюс для меня в том, что я стал успевать за собственными мыслями при написании статьи и общении. Когда приходится много писать и общаться, с низкой скоростью печати не всегда успеваешь набрать то, что ты только что сформулировал в своей голове, и мысль теряется. Даже при разговоре бывает такое, а говорим мы куда быстрее, чем печатаем на компьютере.

По этой причине на нашем курсе , где обучаем людей писать тексты, формулировать правильно свои мысли и зарабатывать на этом, не выходя из дома 20 — 30 тыс. рублей в месяц, мы уделяем особое внимание тренировкам правильной печати на клавиатуре.

Сохранение здоровья и энергии

Третий и четвёртый плюсы - это сохранение энергии и здоровья при работе за компьютером. Не нужно стало постоянно переключать внимание с монитора на клавиатуру. Стали меньше уставать глаза и шея, работоспособность увеличилась, а шанс посадить зрение и угробить своё здоровье уменьшился.

Развитие мозга

Закончу на пятом плюсе, суть которого заключается в том, что тренируя все пальцы обеих рук, в мозгу образуются новые нейронные связи, которые также влияют на нашу способность думать, обучаться и запоминать информацию.

Нас с детства родители учат новым навыкам, которые влияют на наше умственное и физическое развитие. Но потом, когда мы взрослеем, почему-то перестаём развивать эти навыки осознанно, решив, что мы уже всё умеем. Про такие «незаметные» навыки, которые нужно постоянно развивать, например: , уметь задавать вопросы, уметь выстраивать отношения и т. д., я и буду рассказывать в этой постоянной рубрике.

Если хотите быть всегда в курсе, . Будем вместе им обучаться.

Как научиться быстро печатать на клавиатуре

Главный секрет здесь скрывается в том, что нужно научиться простой технике, разработанной американским стенографистом более ста лет назад, и в дальнейшем её непрерывно тренировать. Техника заключается в правильном использовании всех 10 пальцев.

Правильное расположение рук на клавиатуре

Буквы и символы на клавиатуре расположены по специальной раскладке и делят её на 2 части — для обеих рук. Достаточно понять и выучить правильное расположение пальцев. Вот, как они должны располагаться.

На следующем изображении разными цветами выделены зоны, обозначающие какой палец на какую кнопку должен нажимать. У нас в колледже рядом с компьютерами всегда висела такая цветная картинка-напоминалка.

Учиться правильно печатать - довольно сложный процесс, это как учиться заново писать или учиться писать другой рукой. Помню, как руки не слушались, пальцы не разгибались и не дотягивались до клавиш.

Метки для слепых

Никогда не задумывались, зачем на клавиатуре на буквах “А” и “О” есть небольшие выступы? Они специально сделаны, чтобы не глядя ставить правильно пальцы. Начинайте печатать, когда их нащупаете.

Нажатие пробела и дублирующих клавиш

Особое внимание хочу уделить нажатию на пробел и дублирующих клавиш (shift, ctrl, alt), когда печатаете заглавную букву или какой-то символ. По правилам нельзя нажимать одной рукой сразу на 2 клавиши. То есть, когда, например, печатаете знак восклицания “!”- это клавиши shift + 1, нужно левым мизинцем нажимать на “1”, а правым — на “shift”.

С пробелом поступаете аналогично, когда печатаете символ левой рукой, ставите последующий пробел правой и наоборот.

Понимаю, что сначала будет казаться дико неудобно, но потом результат вас удивит.

Не нужно торопиться

Не пытайтесь сразу быстро печатать, работайте над техникой. Старайтесь не подглядывать, можете даже прикрыть чем-то клавиатуру. Поначалу скорость будет очень низкой, но когда пальцы “растянутся”, и появится мышечная память, она начнёт расти.

Организация рабочего места

Также рекомендую вам подобрать удобное рабочее место. Это важно не только для освоения метода слепой печати, но и для сохранения здоровья и эффективности. Вот почитайте статью про то, как организовать место для работы и к чему может привести, если вы неправильно сидите (ссылка будет позже).

Постоянная практика

Ну и последний совет — не печатайте больше никогда неправильно! Потратив, начиная с этого момента, месяц-два (может и больше) на то, чтобы научиться, вы сэкономите за всю жизнь десятки и сотни часов.

Тренажёры для обучения

В интернете насчитываются уже десятки различных тренажёров, какие-то из них бесплатные, какие-то платные.

Соло на клавиатуре

СОЛО на клавиатуре (лучший) — это очень старый тренажёр, на котором я учился в колледже. Автор — известный психолог и журналист Владимир Шахиджанян.

Можно установить программу для компьютера или учиться в режиме онлайн. Он постоянно обновляется и недавно разработчики сделали новую версию обучения.

Очень круто, что здесь есть последовательные уроки, тренирующие по отдельности все пальцы рук. Всего нужно пройти 100 занятий.

Кроме курса для русской раскладки, есть ещё и другие языки. Я сейчас прохожу английский, так как на латинице тоже приходится много печатать.

Имеет хорошую функцию — тест скорости печати.

Стамина

Stamina — тоже очень хорошая программа-тренажёр, позволяющия научиться методу десятипальцевой печати. Курс так же основан на прохождении пошаговых занятий.

VerseQ

VerseQ — очень простой тренажёр, подстраивающийся под те ошибки, которые вы допускаете. Нет последовательных уроков и ощущения достижения какой-то цели, но сам по себе он неплох.

VerseQ online - онлайн-версия VerseQ.

Аналоги похуже

  • Бомбина
  • RapidTyping
  • iQwer
  • Весёлые пальчики
  • BabyType
  • Клавогонки — самый популярный в формате игры.
  • Все 10

Заключение

Чтобы овладеть этим навыком, нужно время, на тренировку могут уйти месяцы, пока пальцы не начнут слушаться и нажимать на нужные клавиши автоматически, даже не задумываясь, где находится нужный символ.

В основе обучения, конечно же, лежит правильное нажатие на клавиши, а не скорость. Старайтесь не допускать ошибок, печатать медленно, но правильно.

Мне остаётся пожелать вам успехов и надеяться, что следующий навык, который я буду разбирать на блоге, вы не пропустите.

Оставляйте свои отзывы о том, как вы учились быстро печатать и какими программами пользовались. Пока!

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ»

Методика обучения слепому десятипальцевому методу печати

ВВЕДЕНИЕ

Работа и развлечения, связанные с компьютером, подразумевают, что мы умеем работать на клавиатуре (печатать) или хотя бы знаем расположение букв на ней. Без этих знаний и определенных навыков работа на ПК является малопродуктивной и утомительной. Поэтому перед нами встает задача научиться печатать. Здесь предлагается методика освоения слепого десяти пальцевого метода работы на клавиатуре ПК.

Совершенно естественно встает вопрос: как быстро можно научиться работать на клавиатуре? Как ни странно, но ответить на этот вопрос можете только вы сами. Все зависит от количества вложенного в это труда, возраста, пола, степени развитости пальцев и ваших психологических особенностей. Также надо иметь в виду, что одному необходимо всего лишь уверенно знать, где располагается определенный знак, а другому необходимо иметь профессиональные навыки. Одно можно с уверенностью сказать – для разучивания клавиатуры требуется от полутора до четырех часов. И вы уже сможете с минимальной скоростью печатать «слепым» десятипальцевым методом.

Одними из самых распространенных в нашей стране операционных систем и текстовых процессоров являются продукты фирмы Microsoft (Windows , Word , Excel , PowerPoint ) и др. Поэтому мы будем рассматривать раскладку клавиатуры и сочетания клавиш быстрого доступа, соответствующие этим программным продуктам. Однако, справедливости ради, надо заметить, что эти приемы управления довольно часто являются универсальными относительно продукции других разработчиков, и в ряже случаев первооткрывателями были именно они.

Данная программа обучения слепому десятипальцевому методу работы на ПК рассчитана на 2 года для профессионального курса секретарей-референтов.

Программа курса прилагается.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Обучение работе на клавиатуре ПК вкладывается из нескольких этапов:

разучивание раскладки;

выработка первоначальных навыков удара по клавишам букв и цифр;

закрепление и дальнейшее совершенствование полученных навыков печати.

Последовательная и, желательно, ежедневная работа над упражнениями, изложенными в данной книге, достаточно быстро приведут вас к поставленной цели. И помните: переучиваться всегда труднее. Конечно, на первоначальной стадии обучения может показаться, что печатать «слепым» десятипальцевым методом труднее, чем одним или двумя пальцами. Но можете быть уверены, в последующем ваши усилия окупятся сторицей. Обычно человек пишет авторучкой со скорость 20..30 слов в минуту, а при печати со скоростью около 300 знаков в минуту – 50 и более слов. Некоторые люди достигают скорости печати в 500…600 знаков в минуту, что составляет более 90 слов.

Скорость печати зависит от многих факторов. К ним можно отнести следующие пункты:

    правильно выбранное рабочее место, с учетом всех норм и рекомендаций (освещение, положение монитора, клавиатуры, подставки под ноги и т.д.);

    посадка должна быть правильной – сидеть надо прямо, плечи расслаблены и опущены, кисти рук не должны касаться корпуса клавиатуры. Пальцы, находясь в исходной позиции, слегка касаются клавиш;

    стул должен быть с жесткой спинкой или с подъемно-поворотным механизмом, специальный компьютерный стол;

    текст, с которым вы работаете, лучше всего расположить слева от себя. Удобно использовать для него специальное устройство (подставка под текст);

    и другие…

Не соблюдение этих требований ведет к быстрой утомляемости, что приведет к напряжению кистей рук и, соответственно, к снижению скорости печати.

ТЕХНИКА ПЕЧАТИ

При работе на клавиатуре ПК для письма достаточно легкого касания клавишей. Тем не менее, это все-таки должны быть легкие удары. Они должны быть четкими, отрывистыми. Вы можете себе представить, что удары наносятся по очень горячим клавишам. При этом пальцы и кисти рук не должны быть напряжены.

В ходе письма необходимо стремиться к ритмичности, то есть удары должны следовать один за другим с примерно равными промежутками по времени. В начальный период обучения эти промежутки будут значительными, а по мере роста вашего мастерства они будут сокращаться. Когда мы говорим о ритмичности, необходимо иметь в виду, что по мере приобретения навыков происходит постепенный переход от письма «буква за буквой» к письму слогами, а в последующем – и словами, и даже целыми фразами. Вспомните, как вы учились читать.

Пальцы рук располагаются над клавишами основной позиции третьего ряда, и им следует придать закругленную форму, можете представить, что держите в каждой руке по ёлочной игрушке в виде цилиндра. За счет этого пальцы должны иметь возможность легко доставать до любой клавиши в своей зоне без перемещения кисти руки.

Отрывистый и четкий удар по клавишам без их поиска пальцем достигается не сразу. Поэтому не отчаивайтесь. Просто надо работать, и умение к вам придет.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ

НА КЛАВИАТУРЕ ПК (русская раскладка)

Циклы обучения

Вся совокупность упражнений, в зависимости от степени достижения поставленной цели – научиться печатать «слепым» десятипальцевым методом, условно можно разделить на несколько циклов. По окончании отработки каждого цикла целесообразно проводить оценку своих результатов, то есть определять свою скорость печати.

Скорость печати

Скорость печати определяется ее безошибочностью. Ориентиры здесь могут быть следующие:

    «отлично», если на один печатный лист допущено не более 1 ошибки;

    «хорошо» - пи 2...3 ошибках;

    «удовлетворительно» - при 4…5.

Работа над ошибками

Традиционно работу над ошибками делают следующим образом. Берется произвольный текст и из него печатается та буква, которую надо было напечатать и которая по ошибке была напечатана. Таким образом печатается одна-две строки.

Оценка скорости печати

Оценку скорости печати можно проводить, руководствуясь следующими критериями:

10…20 знаков в минуту ……………………………….. 1 уровень;

20…40 знаков в минуту ……………………………….. 2 уровень;

40…60 знаков в минуту ……………………………….. 3 уровень;

60…90 знаков в минуту ……………………………….. 4 уровень;

90…120 знаков в минуту …..………………………….. 5 уровень;

120…150 знаков в минуту …………………………….. 6 уровень;

150…180 знаков в минуту …..………………………… 7 уровень;

180…240 знаков в минуту …..………………………… 8 уровень;

240…300 знаков в минуту …..………………………… 9 уровень;

более 300 знаков в минуту …..…………………………10 уровень;

АЛФАВИТНО-ЦИФРОВЫЕ КЛАВИШИ И КЛАВИША ПРОБЕЛА

Все клавиши на клавиатуре можно разделить на 4 типа:

    алфавитно-цифровые и клавиша пробела

    стрелки

    функциональные клавиши

    специальные управляющие клавиши

Первый цикл упражнений

(6 практических упражнений)

Второй цикл упражнений

Целью второго цикла упражнений является изучение письма цифр и других знаков, расположенных на четвертом ряду клавиатуры. Часто бывает, что люди, занимавшиеся самообучением работе на клавиатуре ПК, изучив буквенную группу, считают обучение законченным. Однако, это не так. Работа на ПЕ предполагает гораздо более частое использование цифр и других знаков, чем это кажется с первого взгляда.

(3 практических упражнения)

Третий цикл упражнений

Следующие занятия целесообразно посвятить закреплению полученных знаний и навыков. Для этого подберите научно-популярные или специальные тексты, не содержащие цифрового материала. Каждый абзац полезно писать несколько раз подряд. Некоторые упражнения из этого цикла предлагаются.

(4 практических упражнения)

Четвертый цикл упражнений

Данный цикл упражнений имеет своей целью продолжить закрепление полученных знаний и навыков при работе на клавиатуре и повысить вашу скорость письма за счет печати наиболее часто встречающихся буквосочетаний русского языка.

(6 практических занятий)

РАБОТА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КЛАВИШАМИ

Функциональные клавиши F 1…F 12 предназначены для подачи сигнала на исполнение различных специальных действий, определенных в активной программе. В ходе выполнения этого упражнения надо научиться правильно переносить руку из исходной позиции в позицию для работы с функциональными клавишами и нажимать по клавише соответствующим пальцем.

Для нажатия какой-либо из функциональных клавиш рука из исходной позиции полностью переносится в исходную позицию, когда каждый из четырех пальцев находится над клавишей. Затем соответствующим пальцем нажимается необходимая функциональная клавиша. Большой палец участия в работе не принимает.

(2 практических упражнения)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ

НА КЛАВИАТЕРУ ПК (латинская раскладка)

На этом этапе обучения работе «слепым» десятипальцевым методом вы ставите перед собой цель научиться печатать с использованием латинской раскладки клавиатуры.

Первый цикл упражнений

(13 практических упражнений)

КЛАВИАТУРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ПК

О способах обучения работе на клавиатуре

Теперь давайте выясним, какая же разница в обучении «слепому» десятипальцевому методу с «листа», то есть с использованием какого-либо печатного пособия, или с использованием клавиатурного тренажера.

Одни говорят, что «слепому» десятипальцевому методу надо обучаться с использованием учебного пособия, другие – что для этого необходим клавиатурный тренажер. Как обычно, истина находится где-то посередине, так как эти два способа обучения взаимно дополняю друг друга. Причина в следующем – при использовании для обучения клавиатурного тренажера, вы сосредотачиваете свое внимание на экране монитора. В результате вырабатывается привычка находить отображение своих действий на экране. Когда же вы проводите обучение с листа, то внимание сосредотачивается на текстовом материале и работе на клавиатуре, а отражение на экране не является главным.

Так что же нужно человеку, работающему на ПК? Ответ прост: и те и другие навыки необходимы. Когда вы перепечатываете текст, то вы работаете с листа, а когда размышляете и создаете документ – вы смотрите на монитор или в окно и печатаете плоды своих размышлений. Как видите, необходимо и то, и другое. Надо заметить, что второй способ работы становится для человека привычным только после довольно значительного времени как работы за компьютером, так и в области интеллектуальной деятельности.

Также надо иметь в виду, что на повышение скорости работы на клавиатуре оказывает влияние и смена стратегии деятельности, что происходит при переходе от одного способа работы к другому. В этом случае происходит смена стиля деятельности. В этот период возрастает количество ошибок, появляется чувство дискомфорта. Поэтому имейте это в виду и не беспокойтесь. Просто продолжайте работать и ошибки уйдут, а за компьютером в последующем вы будете себя чувствовать вполне комфортно.

О клавиатурных тренажерах

В настоящее время для ПК разработано большое количество тренажеров для обучения работе на клавиатуре «слепым» десятипальцевым методом. Вот некоторые из них.

СОЛО НА КЛАВИАТУРЕ – в этом тренажере предлагается выполнить 100 упражнений по специальной методике. Программа имеет русский интерфейс.

МИЛЬТОН – программа для первичного обучения печатанию по «слепому» десятипальцевому методу. Программа позволяет измерять скорость печати и имеет русский интерфейс.

STAMINA – клавиатурный тренажер под Windows

BABYTYPE – красивы игровой тренажер. Многоязыковые раскладки клавиатуры.

АЛЕНКА – клавиатурный тренажер с русским интерфейсом. Не требователен к ресурсам ПК

TEMP - клавиатурный тренажер с русским и латинским интерфейсом. Не требователен к ресурсам ПК. Является одним из первых тренажеров, который стал использоваться с появлением ПК у нас в России.

обучения работе на клавиатуре «слепым» десятипальцевым методом с применением компьютерного тренажера TEMP

Программа курса разработана для получения профессиональных навыков печати на ПК секретарей-референтов.

Курс разделен на 2 года обучения.

В первый год обучения обучающиеся знакомятся с клавиатурой ПК, основными навыками работы с компьютерными тренажерами.

Работа на тренажере разделена на три части.

Каждая часть разделена на несколько циклов.

ЧАСТЬ 1: Основные навыки работы на клавиатуре (русская раскладка)

Первый цикл упражнений

Целью работы над упражнениями первого цикла является:

    запомнить положение букв и ознакомиться с местоположением цифр и других знаков клавиатуры;

    выработать первоначальные навыки удара по клавишам букв всеми десятью пальцами.

Второй цикл упражнений

Целью второго цикла упражнений является изучение письма цифр и других знаков, расположенных на четвертом ряду клавиатуры.

ЧАСТЬ2: Совершенствование техники печати

Первый цикл упражнений

Данный цикл упражнений имеет своей целью продолжить закрепление полученных знаний и навыков при работе на клавиатуре и повысить скорость письма за счет печати наиболее часто встречающихся буквосочетаний русского языка.

Второй цикл упражнений

Целью второго цикла упражнений является закрепление полученных знаний и навыков. Для этого подобраны специальные тексты, не содержащие цифрового материала. После окончания каждого текста машина выдает результаты – количество ошибок и количество напечатанных знаков в минуту, что дает возможность ученику и преподавателю оценить работу.

ЧАСТЬ 3: Основные навыки работы на клавиатуре (латинская раскладка)

На этом этапе обучения работе «слепым» десятипальцевым методом ставится цель научиться печатать с использованием латинской раскладки клавиатуры.

Первый цикл упражнений

Целью работы над упражнениями первого цикла латинской раскладки клавиатуры является:

    выучит расположение букв латинской раскладки и ознакомиться с расположением других знаков;

    совершенствовать технику удара по клавишам при работе «слепым» десятипальцевым методом;

    выработать первоначальные навыки письма на латинской раскладке

ЧАСТЬ 4: Отработка повышения скорости

Н а данном этапе ученик за счет предлагаемых тренажером текстов повышает свою скорость и работает над снижением количества ошибок.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ «СЛЕПОМУ» ДЕСЯТИПАЛЬЦЕВОМУ МЕТОДУ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНАЖЕРОВ В 11 КЛАССЕ

ВТОРОЙ ГОД обучения разделен на несколько частей.

В первой части учащиеся вспоминают приобретенные навыки, повторив части 1 и 2 программы тренажера TEMP , тем самым, восстановив скорость печати.

Во второй части учащимся предлагается ознакомиться и освоить работу и на других тренажерах – Виртуоз, Аленка и другие с целью разнообразить занятия машинописью.

В третей части предлагается применение «слепого» десятипальцевого метода при печати с «листа», то есть с использованием какого-либо печатного пособия. Для этого учащемуся предлагается «набить» определенное количество печатных текстов с учебных пособий (как на русском так и на латинском языках).

На повышение скорости работы на клавиатуре оказывает влияние и смена стратегии деятельности, что происходит при переходе от одного способа работы к другому. В этом случае происходит смена стиля деятельности. В этот период возрастает количество ошибок, появляется чувство дискомфорта. Необходимо просто продолжайте работать и ошибки уйдут, а в последующем за компьютером ученик будете себя чувствовать вполне комфортно.

В четвертой части курса учащимся предлагается, используя полученные навыки, напечатать конкретные служебные документы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Березин Б.И. Школа машинописи – М.: Высшая школа, 1998.

    Дмитриевская Е.И., Дмитриевский Н.Н. Учебник машинописи. – М.: Высшая школа, 2000.

    Кузнецова А.Н. Вагенгейм Р.Н. Преподпвание машинописи в профессионально-технических училищах. – М.: Высшая школа, 1999

    Кузнецова А.Н. Методика преподавания машинописи и делопроизводства. – М.: Издательство, 2009

    Подольский И.Н. Печать на ПК. – С-П.: Наука и техника, 2012

Бесплатные уроки машинописи входят в полный пакет "Учимся печатать". Анимированная раскладка клавиатуры и подсказки на экране (графическое изображение рук) предназначены для исправления опечаток путем показа правильного способа ввода символов во время обучения и тренировок. Сложность заданий постепенно возрастает, от 2 букв в начале курса до использования всей клавиатуры. По завершению урока доступна статистика: точность набора текста, количество слов в минуту и количество допущенных ошибок.

Полезные подсказки:

  • Когда тренируетесь в наборе текста, не смотрите на клавиатуру. Только на экран.
  • Даже не глядя на клавиатуру, можно расположить пальцы в базовой позиции - для этого надо найти подушечками пальцев выпуклости на буквах А и О.
  • В первых уроках используется набор букв. И только когда ваши пальцы запомнят клавиши, появляются слова и предложения. Это лучший способ научиться печатать без ошибок.
  • Важно периодически проверять скорость печати - тест онлайн поможет вам следить за прогрессом в обучении. Выполняйте задания снова и снова, чтобы научиться быстро печатать на клавиатуре - уроки онлайн созданы специально для этого!