Микшер своими руками - аудио и звук - схемы - каталог файлов - радио схемы журналы ремонт модинг. Скачать Собираем шести-канальный микшер Аудио микшер своими руками


Описываемый в статье гитарный микшер имеет входы различной чувствительности для подключения, помимо двух гитар, еще одного микрофона и еще дополнительного электронного источника сигналов. В устройстве имеется и метроном (см. статьи В. Банникова в "Радио", 1996, № 3 и 1998, № 6), полезный для репетиций и начинающих музыкантов. Возможности микшера расширяет наличие двух независимых выходов.

Многие начинающие музыканты - гитаристы испытывают затруднения с приобретением доступной по цене аппаратуры, предназначенной именно для paботы с электрогитарой и микрофонами.

Обычно используются бытовые усилители звуковых частот, не имеющие специальных высокоомных входов для подключения электрогитары, тем более двух. Как правило, входное сопротивление бытовых усилителей не превышает 47 кОм.Такое недостаточно высокое входное сопротивление сильно шунтирует высокоомные звукосниматели и приводит к разочарованию иг полученного звука инструмен та.

Для электрогитары, оснащенной электромагнитными звукоснимателями, требуется высокое входное сопротивление усилителя — не менее 1 МОм. Наличие микрофонного входа еще не решает проблему совместного усиления сигналов от микрофона и гитары.

Общий для всех входов блок регулировки тембра и громкости не обеспечивает требуемого звучания ни для электрогитары, ни для микрофона.
Зачастую в усилителях отсутствует и линейный выход, который необходим для записи музыкальной партии гитариста, чтобы после прослушивания работать над ошибками.

Рис. 1. Внешний вид гитарного микшера.

Исходя из вышеизложенного, был разработан микшер гитариста (фото на рис. 1 ), который при всей своей простоте имеет электрические и функциональные характеристики, достаточные для использования его в репетиционной работе.

Технические характеристики

Число входов для микрофонов. 1
- для гитары 2
- универсальных 1
Чувствительность микрофонного входа, мВ 1.3
Входное сопротивление микрофонного входа, кОм 1
Взвешенное отношение сигнал/шум в микрофонном канале, дБ 59
Полоса частот с микрофонного входа (по уровню -1 дБ), Гц 200...9000
Чувствительность гитарного входа, мВ 20
Входное сопротивление гитарного входа, МОм 1
Взвешенное отношение сигнал/шум в гитарном канале, дБ 61
Чувствигельность универсального входа, мВ 200
Входное сопротивление универсального входа, кОм 47
Взвешенное отношение сигнал/шум в универсальном канале, дБ 63
Глубина регулировки тембра на частоте 125 Гц, дБ -15/+2
Глубина регулировки тембра на частоте 10 кГц, дБ -15/+7

Принципиальная схема

Микшер (его схема показана на рис. 2 ) оснащен входом Micr для подключения динамического микрофона. Два входа — высокоомные EG1 и EG2 — предназначены для подключения электрогитар "Соло", "Ритм". Универсальный вход AUX — для подключения других звуковоспроизводящих устройств.

Рис. 2. Принципиальная схема самодельного гитарного микшера.

Микшер имеет два выхода (Out A, Out В) с независимой регулировкой уровней выходных сигналов, один из которых можно подключить к усилителю, а другой — к записывающему устройству. Для контроля уровней сигналов на выходах микшер оснащен измерителем уровня. Выбор контролируемого канала производится переключателем.

Микрофонный вход рассчитан для работы с динамическим микрофоном и собран на микросхеме DA1 К544УД2А.
Входное сопротивление МУ хорошо согласуется с сопротивлением большинства динамических микрофонов.
Коэффициент усиления каскада на микросхеме DA1 определяется отношением сопротивлений резисторов R2 и R1 и при необходимости может быть изменен.

Выход усилителя через фильтр нижних частот, образованный элементами R6 и С6, подключен к транзистору VT1. Это способствует уменьшению уровня помех и ВЧ наводок в канале. Эмиттерный повторитель на транзисторе VT1 исключает влияние низкого входного сопротивления темброблока на работу каскада предварительного усиления на микросхеме DA1.

Каскад на микросхеме DA2 К544УД2А представляет собой активный блок регулирования тембра, в нем осуществляется коррекция спектра сигналов на НЧ и ВЧ. Номиналы деталей блока регулирования тембра выбраны исходя из особенностей спектральной чувствительности динамических микрофонов.

При данных значениях RC-эле-ментов темброблок позволяет скоррек тировать АЧХ тракта "микрофон — усилитель — динамик" в широких пределах и обеспечить сбалансированное звучание голоса солиста. Полоса пропускания тракта от мик рофонного входа до выхода

А при неравномерности АЧХ 1 дБ составляет 200 Гц...9 кГц. Это обеспечивает неискаженную передачу спектра певческого голоса. Сигнал с выхода микросхемы DA2 через регулятор уровня сигнала R31 подается на резистор R32, один из входов сумматора сигналов.

Входы для подключения электрогитар собраны на полевых транзисторах КПЗОЗЕ; это обеспечивает высокое входное сопротивление каскадов и малый уровень шумов. Входные цепи каскадов построены по схеме ФВЧ, образованными резисторами R3, СЗ, R7 и R4T С4. R8 что уменьшает уровень НЧ наводок.

Каскады на транзисторах VT2 и VT3 имеют широкий динамический диапазон и без искажений передают сигналы с большими амплитудами. Измеренный уровень сигналов от звукоснимателей гитары Yamaha EG112UP при исполнении сольных партий достигал 25 мВ. Режимы работы транзисторов определяются поданным на затворы положительным напряжением смещения через резисторы И Л R8 от делителя напряжения на резисторах R5 и R15.

Рис. 3. Внешний вид внутри гитарного микшера.

Это несколько увеличивает проводимость канала транзисторов и создает условия работы как в режиме обеднения, так и обогащения. Прямой ток в цепи затвор—исток еще практически отсутствует, и входное сопротивление транзисторов остается большим; напряжение на истоках транзисторов — примерно 6...7 В.

Сигналы от электромагнитных датчиков гитар усиливают каскады на микросхемах DA3, DA4 К544УД2А. Их коэффициент усиления определяется отношением сопротивлений резисторов R21 и R12, R22 и R13 соответственно и при данных значениях составляет 10; при желании он может быть изменен под уровни сигналов от звукоснимателей гитар любых производителей.

При данных номиналах деталей обеспечивается достаточная чувствительность входов. Усиленные сигналы подаются на регуляторы уровня R25, R26 и через резисторы R28, R29 к сумматору сигналов.

Универсальный вход согласующего усилителя на микросхеме DA5 К544УД2А предназначен для подключения других источников сигналов к микшеру.

Коэффициент передачи выбирать большим не стоит, он может быть всего 1...2, так как сами уровни сигналов от звуковоспроизводящих устройств достаточно большие и достигают не сколько сотен милливольт.

К этому входу можно подключить, например, выход звуковой карты компьютера, а при воспроизведении музыкального материала любимой группы — поиграть "в группе" и иметь возможность совершенствовать свое мастерство на репетиции. Выход этого канала подключен через регулятор уровня R27 к резистору R13 сумматора сигналов.

Сумматор сигналов образован резисторами R28—R30, R32, R33 и ОУ на микросхеме К544УД2А (DA6). Выходной сигнал сумматора через регулятор уровня на R35 подается на выход канала А. Выходной канал В представляет собой эмиттерный повторитель с ФНЧ на входе транзистора 2VT1. фильтр НЧ, образованный элементами 2R1 и 2С2, влияет на АЧХ обоих каналов в области высоких частот.

Регулятор уровня сигнала канала В 2R4 включен в цепь эмиттера транзистора. Детали, относящиеся к эмиттерному повтори телю канала В, в обозначении имеют префикс 2.

Измеритель уровня выходных сигналов содержит в себе усилитель на микросхеме DA7 К544УД2А и детектор с удвоением напряжения. Для исключения влияния на предшествующие каскады входное сопротивление измерителя уровня выбрано достаточно большим и составляет 100 кОм.

Чувствительность индикатора можно корректировать подстроечным резистором R38. Особенность построения цепей зарядки и разрядки конденсаторов обеспечивает быструю реакцию индикатора на увеличение уровня входного сигнала, а при резком уменьшении уровня несколько снижает скорость спада показаний индикатора. Это устраняет рывки стрелки индикатора и облегчает визуальное восприятие. Стрелочный индикатор М68501 разработан для применения в магнитофонах и пока не снят с производства.

Метроном изготовлен на основе описаний, опубликованных в журнале . Он обеспечивает формирование сигналов темпа от 40 до Р10 ударов в минуту с выделением сильной доли такта. Регулятор уровня сигнала метронома совмещен с выключателем его питания. Метроном — весьма полезное дополнение к микшеру: при репетициях он позволяет развить у музыканта чув ство 1 емпа и размера.

При питании микшера от батареи "Крона" или "Корунд" (импортные аналоги 1604 или 6F22) его включение осуществляется микропереключателем,на рычаг которого воздействует центральный стержень штекера, вставляемого в гнездо выхода канала А микшера- Потребляемый ток микшера в среднем — около 30 мА. Емкость свежей батареи "Крона" достаточна для работы микшера в течение 10... 12 ч.

Сетевой блок питания

Обозначения элементов схемы на рис. 2, относящихся к сетевому блоку, дополнены префиксом 3. Для изготовления сетевого блока питания можно использовать грансформатор мощностью 0,5...1 Вт с напряжением на вторичных обмотках 2x12 В. При использовании сетевого блока питания микропереключатель можно исключить. Теплоотвод для микросхемы стабилизатора не требуется.
Для обеспечения работы операционных усилителей при однополярном питании на их неинвертирующие входы подано напряжение смещения +4,5 В от делителя напряжения на резисторах R5 и R15.

Детали и конструкция

Применение во входных цепях керамических конденсаторов К10-17 нежелательно, они проявляют ощутимый микрофонный эффект. Здесь лучше применить конденсаторы К73-17, остальные — К10-17. На рис. 3 их видно.

В микшере применены оксидно-полупроводниковые конденсаторы К52-1 (в сигнальных цепях), оксидно-электролитические К50-35 на напряжение 16 В или их импортные аналоги. Все постоянные резисторы — МЛТ-0,125, но размеры платы допускают установку резисторов МЛТ-0,25.

Все входные и выходные разъемы — под штекеры Jack 6,3 мм. С целью уменьшения уровня шума и наводок во входных разъемах свободные входы замыкаются на общий провод, в выходных замыкатели не используются.

Подобные разъемы применяются в телевизорах для подключения головных телефонов, но их можно заменить другими подходящими.
Микшер собран в корпусе с размерами 320x60x100 мм, изготовленном из металла. Печатные платы изготовлены из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

Рис. 6. Печатная плата блока питания.

При разработке печатных плат использована программа DipTrace Lite Edition V1.50 (файлы с расширением dip), а для разработки передней панели — программа FrontDesigner 3.0 (файлы с расширением fpl).

Рисунок передней панели (в уменьшенном виде показан на рис. 7 ) печатался на струйном принтере на обычной бумаге, затем проводилось одностороннее ламинирование. Защищенная ламинатом передняя фальшпанель обращена наружу, незащищенной стороной она приклеена к предварительно покрашенной металлической панели микшера клеящим карандашом RADEX, предназначенным для склеивания бумаги.

Рис. 7. Рисунок передней панели.

Перед приклеиванием фальш-панели, используя наждачную бумагу с мелким зерном, надо придать окрашенной поверхности небольшую шероховатость. После этого следует удалить сухой тканью пыль и нанести на обработанную поверхность клей. Этот клей не проникает сквозь бумагу и не растворяет чернила принтера, а после высыхания прочно удерживает ламинированную фальшпанель и защищает ее от возможных механических повреждений.

Измерения параметров микшера проводились с помощью прибора РАП-ТВ-УКВ (радиочастотный анализатор передатчиков), предназначенного для измерения параметров ТВ и УКВ передатчиков на радиочастотах. Он имеет возможность проведения измерений и на звуковых частотах.

При испытании микшера использовались усилитель музыкального центра Technics SC-CA1060 (2x40 Вт), электрогитара Yamaha EG112UP, электроакустическая гитара Epiphone PR-4E и доработанный микрофон Philips SBC MD 150 китайского производства. Работа микшера получила хорошую оценку моих друзей—музыкантов; отмечено удобство работы с ним.

В. Овсянников, г. Пермь. Р2009, №12.

Для школьных дискотек и любителям звукозаписи журнал «Funkamateur» (ГДР) предлагает схему пяти «анального стереомикшера (рис. 1). Рассчитан он на подключение двух стереопроигрывателей (Х1, Х2), двух стереомагнитофонов (ХЗ, Х4) и одного микрофона (Х5) для солиста или ведущего программу.

Конструкция максимально упрощена за счет применение унифицированных схемных решений, блоков и деталей. Предварительные усилители V1-V10 выполнены на трех транзисторах V1-V3 по одной и той же схеме (рис. 2). В первых каскадах установлены малошумящие полупроводниковые триоды, например серии КТ306 или КТ3102. Усиление каналов устанавливают подстроечными резисторами R2, R7, R42, а плавную регулировку уровней производят потенциометрами R4, R9, R44.

Входные Х1-Х4 и выходное Х6 гнезда - пятиштырьковые, а гнездо микрофона Х5 - трехштырьковое. Питается прибор ст шести сухих элементов по 1,5 В, зашунтированных конденсатором емкостью не менее 220 мкФ (рис. 3).

Пульт собран в небольшом металлическом футляре с наклонной лицевой панелью и имеет размеры 240X160X110 (40) мм.

Микшер

Микшер можно использовать для озвучивания любитель­ских фильмов, на дискотеках, в музеях и туристических авто­бусах, т. е. там, где диктор должен давать пояснения, не пре­рывая исполнение музыкального произведения. Другое приме­нение микшера - собственное исполнение любимых произве­дений под фонограмму - караоке. Причем в качестве источников программ используются обычные стереофониче­ские кассеты и компакт-диски с записью певцов.

Схема микшера приведена на рис. 4.10. Он имеет три вхо­да - микрофонный и два линейных. К микрофонному входу подключается динамический микрофон с сопротивлением 600 Ом. Входное сопротивление линейных входов «Линей­ный 1» и «Линейный 2» - 220 кОм. Для обеспечения автоматического понижения уровня музыкальной программы при по­ступлении сигнала на микрофонный вход используют вход «Линейный 1». Стереофонический сигнал с источника музы­кального сопровождения поступает через делители R2, R9, R6, VT1 и R3, R10, R4, VT2 на входы сумматоров, выполнен­ных на ОУ DA1.2 и DA1.3. Транзисторы VT1, VT2 включены в качестве переменных резисторов, управляемых напряжением. Сопротивление коллектор-эмиттер транзисторов VT1, VT2 за­висит от уровня напряжения на их переходах база-эмиттер. Постоянное напряжение на включенные параллельно базо-эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 поступает с двухполупериодного выпрямителя на диодах VD1, VD2. Пере­менное напряжение с выхода микрофонного усилителя на ОУ DA1.1 (вывод 1) поступает на дополнительный усилитель на ОУ DA1.4 и далее через цепочку С8, R21 на выпрямитель VD1, VD2. При чтении дикторского текста транзисторы VT1, VT2 открываются и на входы сумматоров DA1.2, DA1.3 посту­пает только часть сигнала со входа «Линейный 1». Время сра­батывания определяется произведением R21C11, время восста­новления зависит от величины емкости конденсатора СИ. Ав­томатический режим работы микшера может быть выключен переключателем SA2.

Номинальный входной уровень линейных входов 0,5...0,8 В. Выходное сопротивление микшера менее 100 Ом, что позволяет подключать к нему практически любой УМЗЧ или магнитофон.

Коэффициент усиления по микрофонному входу около 50 дБ, подбором резистора R14 он может быть уточнен для используемого микрофона. Резисторы Rl, R24, R25 служат для устранения щелчков при подключениях к разъемам XS1 и XS4. Конденсаторы С1-С8 переходные, резисторы R22, R23 образуют искусственную среднюю точку, необходимую для питания ОУ от однополярного источника напряжения.

В режиме «Стерео» ОУ DA1.2 и DA1.3 играют роль много-входовых сумматоров соответственно левого и правого кана­лов. Суммируются сигналы с двух линейных входов и с выхо­да микрофонного усилителя DA1.1. Коэффициент передачи микшера по всем входам составляет -1.

Режим «Караоке» устанавливается переключателем SA1. Здесь используется тот факт, что в большинстве стереофониче­ских записей голос певца располагается в середине кажущего­ся источника звука, т. е. равномерно и синфазно распределен в правом и левом каналах записи . При включении SA1 сум­мирование сигналов осуществляется на ОУ DA1.3, а ОУ DA1.2 работает в режиме инвертора. В результате осуществляется вы­читание синфазных сигналов в обоих каналах, приводящее к практически полному подавлению голоса певца в фонограмме.

Сигнал левого канала со входа «Линейный 1» (или «Линей­ный 2») подается на инвертор, выполненный на ОУ DA1.2. Коэффициент передачи равен R15/(R2+R9) для входа « Линейный 1» R 15/R7 и для входа «Линейный 2», R15=R2 + R9, R15 = R7.

На входы сумматора DA1.3 поступают сигналы с инвертора DA1.2 (резистор R16), правого канала источника сигнала (резисторы R3, R10 или R8 в зависимости от выбранного входа), а также с микрофонного усилителя DA1.1 (резистор R18). Синфазные (одинаковые) сигналы левого и правого каналов в результате наличия инвертора DA1.2 вычитаются, остальные суммируют­ся с сигналом микрофонного усилителя и с выхода DA1.3 (вы­вод 8) через разделительный конденсатор С7 поступают на оба контакта разъема XS4. Выходной сигнал в режиме «Караоке» монофонический.

Основная часть деталей, кроме входных и выходных разъ­емов, размещена на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис. 4.11). ОУ DA1 кроме указанного на схеме может быть С индексом А. Транзисторы VT1, VT2 желательно подобрать с одинаковым коэффициентом передачи h2ia = 100. ..350. Конденсатор С4 ти­па К10-17, К73-17, оксидные конденсаторы - К50-35. Перед монтажом необходимо отобрать резисторы из соотношений R2 + R9 = R7 = Rll = R15; R3 + R10 = R8 = R16 = R17 = R18 с точностью 2...5%. Переключатели SA1, SA2 малогабаритные зарубежного производства. Перед изготовлением печатной пла­ты обязательно уточните шаг имеющихся у вас переключате­лей и при необходимости скорректируйте рисунок печатной платы. Разъемы XS1-XS4 типа Jack 3,5 с винтами для креп­ления, причем XS1 монофонический, остальные - стереоф о нические.

Печатная плата микшера помещена в корпус из дюралюми­ния толщиной 1,5 мм размером 80 мм (ширина), 30 мм (высо­та) и на 85 мм (глубина). Корпус представляет собой два П-образных уголка, скрепленных втулками, на которых закрепле­на также печатная плата устройства.


Налаживание микшера начинают с проверки режимов ра­боты по постоянному току. На всех выходах ОУ (выводы 1, 7, 8 и 14) должно быть напряжение, равное половине напряже­ния питания.

Далее подключают микрофон к входу XS1 микшера, а к входам XS2, XS3 - источники программ (тюнер, магнитофон, проигрыватель компакт-дисков и т. п.). Выход XS4 соединяют с усилителем мощности звуковой частоты. Переключатель SA1 устанавливают в положение «Стерео», а переключатель SA2 - в положение «Авт». Требуемый коэффициент усиления по микрофонному входу подбирается регулировкой сопротив­ления резистора R14.

Проверяют работу микшера в автоматическом режиме. По­дают на вход XS2 музыкальное сопровождение. При разговоре в микрофон уровень громкости музыкального сопровождения уменьшается, музыка как бы отступает на второй план. Уровень громкости музыкального сопровождения может быть изменен подбором резисторов R4, R6 (одинакового номинала). При уста­новке переключателя в положение «Выкл» уровень музыкаль­ного сопровождения должен оставаться постоянным вне зависи­мости от того, разговаривают перед микрофоном или нет.

В завершении проверяют работу микшера в режиме «Ка­раоке».. Переключателем SA1 устанавливают данный режим. На вход (XS2 или XS3) микшера подают стереофонический сигнал с записью исполнения певца. Убеждаются в том, что голос исполнителя подавлен, и проверяют возможность испол­нения произведения перед микрофоном. Если уровень подав­ления голоса в музыкальном произведении недостаточен, сле­дует точнее подобрать сопротивление резистора R16. Для этого вместо него включают цепочку из постоянного резистора 200 кОм и подстроечного 47 кОм. После регулировок измеря­ют сопротивление цепочки из резисторов и заменяют предва­рительно подобранным резистором, сопротивлением как мож­но близким к найденному. На этом налаживание микшера можно считать законченным.

Собираем шести-канальный микшер.

Искал в сети схему какого-нибудь не сложного в изготовлении микшерного пульта, но ни одной полноценной статьи по этому поводу не попалось, ну может не там искал или не достаточно приложил к этому усилий. На одном из форумов попалось несколько снимков платы в сборе одного варианта микшера, и вид разводки платы. Схема заинтересовала, поэтому по имеющимся изображениям решил накропать печатку в программе Sprint Layout. Начнем пожалуй с принципиальной схемы:

Схема оказалась не сложная, собственно сам микшер построен на широко распространенной микросхеме TL072, их в схеме две, и на третьей (TDA2822M) собран усилитель для подключения наушников. Всего в микшере 6 каналов, два из них предназначены для подключения динамических микрофонов, четыре остальных – линейные входа.

Питание схемы микшера осуществляется от однополярного стабилизированного источника с напряжением 12 Вольт.

Лейка, получившаяся у нас в результате переделки исходных изображений платы:

Фото-вид печатной платы микшера LAY6 формата:

Обращаем ваше внимание, в верхней трети изображения платы между крайними тумблерами расположен сдвоенный переменный резистор ALPS RK09K12C dual init Vertical 0,03W (20...50k) , его вид и габариты представлены ниже:

Приобрести такой переменник оказалось довольно сложновато, в связи с чем на печатной плате между точками A-A и B-B можно поставить перемычки, тем самым отказаться от регулировки уровня входного сигнала, поступающего на усилитель для наушников, либо установить внешний потенциометр и соединить его с печатной платой гибкими проводами.

И еще один нюанс, выше тумблера включения питания и светодиода расположен разъем для наушников вертикального исполнения с лепестками контактов распооженными вниз, которыми он жестко приваивается к дорожкам платы. Подобный тоже найти сложновато, и его так же можно заменить на внешний, с креплением непосредственно к корпусу устройства.

В остальном, я думаю, сложности возникнуть не должно, если детали исправны и нет косяков в монтаже, микшер заработает без каких-либо дополнительных настроек.

Вид собранной платы взят из картинок исходников:

Плата выполнена на одностороннем фольгированном стеклотекстолите размером 128 х 220 мм.

С помощью переключателей S1A/B...S6A/B выбирается подключение входов микшера к входу усилителя для наушников, то есть тумблерами S1A/B и S2A/B подключаются входы микрофонов MIC1 и MIC2 соответственно. Тумблерами S3A/B, S4A/B, S5A/B и S6A/B подключаются четыре линейных входа.

Размер платы 122 х 218 мм.

Размер файла-архива – 1 Mb.